Алексей Шаскольский
Фото Алексея и Максима Шаскольских
Аляска - пятая часть всей территории США. На Аляске более 3 млн. озер, немыслимое количество зверя и птицы, невероятное количество рыбы. Цивилизация местами присутствует, но она не «покоряет природу», а сосуществует с ней. И не влюбиться в Аляску невозможно - мне это сказал много лет назад Василий Песков; истинно.
Раз заговорили об Аляске - как не вспомнить прошлое. Куда деваться - в 1867 г. американские владения России, приносившие казне сплошные убытки, были проданы США. Американский госсекретарь Сьюард (в честь него назван городок на Аляске - один из центров любительского морского рыболовства) смог убедить руководство своей страны, что эти дикие пространства стоят 7,2 млн. долларов (в пересчете на наш тогдашний рубль это 5 копеек за гектар). Едва наскребли требуемую русским государем сумму (Америка-то всего два года, как из гражданской войны 1861-1865 г.г. вышла) – Сьюарду еще долго поминали бездарную сделку («купил сундук со льдом»). К 1880 г. на территории, вдвое превышавшей штат Техас, жило всего 430 бледнолицых – в лучшие русские годы жило до 1 700 белых.
Но в 1896 г. в Клондайке открыли золото, а в 1968 г. – и нефть в заливе Прудхо, ныне это – двенадцатое в мире месторождение по запасам нефти…
Местного населения на Аляске немногим более 600 тыс., зато туристов на Аляску приезжает почти 2 млн. в год, 400 тыс. только на рыбалку. Туризм – вторая по занятости населения отрасль экономики, третья статья дохода штата после нефти и коммерческого рыболовства. Да, рыба — одна из основных природных богатств Аляски после нефти (которая приносит 80% дохода в казну штата).
Кто бывал на Камчатке, тому красоты и буйство животного мира Аляски объяснить несложно; прочему же нашему брату понять очень непросто, почему палтуса килов на 15 надо отпустить в надежде на «амбарную дверь» (так называют рекордных рыбин — и в 100, и в 150, и — коли уж совсем повезет — в 200 кг). Положено ж в день оставить себе только две штуки, прочих отпускать, вот и мучаешься — поймав приличный хвост, остальных возвращаешь в изумрудные воды.
Рекордные трофеи Аляски
Палтус |
208,4 кг |
Королевский лосось (чавыча) |
44,2 кг |
Радужная форель |
19,2 кг |
Кижуч |
11,8 кг |
Нерка |
7,3 кг |
«Палтусовой столицей» Аляски считается городок Хомер, что на Кенайском полуострове, но не менее популярен у туристов залив Принца Уильяма – двухэтажный городок Сьюард от Анкориджа всего в 200 км, а там целая флотилия ждет рыбаков-любителей, охочих до морской рыбалки.
Если вы отправились на коммерческом судне с прочими рядовыми туристами, то повезут вас на место, отстоящее не более чем на 2 - 2,5 часа ходу. И там можно поймать завидный улов, но пролив Монтагю, который считается в заливе Принца Уильяма самым уловистым местом — это часа 3 и более хода от Сьюарда, капитаны обычно «пасут» своих клиентов поближе. От Хомера же мы ходили в палтусовые места, до которых 5,5 часов ходу, и рядом выпрыгивали молодые китята весом в тонну, и ночевали мы на борту в бухте, и было нас на борту двое «ловцов» - я и сын, и какой-то крокодил порвал шнур на моем палтусовом спиннинге, никогда ничего тяжелее мне не сопротивлялось - но это по знакомству нас устроили, обычно туристов возят гуртом и недалече. Туристы же - свой брат американец, и после рыбалки разделанную гидами рыбу (т.е. только филе) народ забирает с собой охотно. Во время хода к месту рыбалки народ сидит в кубрике и попивает кофе-какао, греется, разговоры разговаривает. Выяснилось, что сосед по столу из того же аляскинского городка, в котором живет мой приятель; охотно согласился передать нашу "пайку" килограммов в 15 Стиву - то-то он потом благодарил нас за нежданный подарок.
Если ж вы хотите действительно рекордных палтусов и не боитесь дурной погоды — летите в Дач Харбор в конце «сковородки», узкого и длинного юго-западного завершения полуострова Аляска, переходящего в Алеутские острова. Одна беда: погодка там — не приведи Господь, как говорит мой друг аляскинский аутфиттер Лэрри Риверс, летающий туда выбирать годовую квоту лосося (на одного аляскинца отпускается квота в 25 кг лосося — на зимний прокорм, а у него в семье 7 "душ", так что "пайка" получается изрядная), «хорошая погода там — когда дождь идет вертикально». Отличная рыбалка на палтуса и в Якутате, это на юго-восточном побережье Аляски, там безлюдье, мало туристов и бездна рыбы. Но в Хомере и Сьюарде вас ждут еще десятки ресторанчиков с дивными крабами из Берингова моря, увлекательные сувенирные магазинчики, магазины рыболовной всячины - в городке Вальдез на том же заливе Принца Уильяма или в Якутате все аскетичнее, а вы ж не отсыпаться прилетели за тридевять земель...
Народу на борту обычного коммерческого рыболовного судна, отплывающего из Сьюарда — 16 душ, капитан да два шустрых гида, которые едва поспевают отозваться на призыв рыболовов - «фиш он» (мол, зацепил) и «фиш ап» - (т. е. рыба на поверхности), когда требуется либо оную помочь вытащить на борт, либо же помочь отпустить восвояси. Наживку, которую гид же и насадит (лучшая из них — кусок селедки, так как жирней и пахучей ее нет), хватает не только палтус, но и всякая донная и окрестная братия — тресковые, скаты, акулы, морские окуни (это что нам попадалось). Акулы, правда, небольшие, на крупных тамошний народ теперь не ходит, жалко их стало.
Лосось — божья благодать, ниспосланная сим чудным краям свыше; забота о неиссякаемости захода этой дивной рыбины в реки - лишь обычная капиталистическая рачительность, не позволяющая рубить сук, на котором сидишь, и побуждающая отгонять свинью неподобающего поведения от дуба. Лимиты, лицензии - все это воспринимается публикой с пониманием, безропотно, ибо результатом ограничений является самая щедрая спортивная рыбалка в мире.
Всем известна печальная судьба заходящего на нерест в реки лосося, погибающего после икрометания. Все 5 видов аляскинского лосося придерживаются своего графика «последнего пути», начиная c хода нерки (sockeye или red salmon) и чавычи (королевского лосося или chinook), потом настает черед кеты (сhum salmon, которую также называют dog salmon, т.е. собачий лосось, ибо местные индейцы кормили им собак), горбуши (humpy или pink salmon), и наконец, уже к осени, поднимается на нерест кижуч (coho или silver salmon).
Лосося ловят и в море, и в реках-озерах; ход лосося одного вида сменяется ходом лосося другого вида — на радость рыболовам двуногим (человекам, орлам и чайкам) и четвероногим (медведям черным и бурым). Особое удовольствие — половить лосося рядом с косолапыми, я получаю от этого колоссальное удовольствие, а сын — примечательные кадры...
В море лосося ловят либо троллингом, либо (когда на судне упомянутые 16 рыболовов) вертикальным ловом на кусок селедки (с грузилом). И то, и другое, разумеется, уступает по эмоциональности привычной нам ловле с берега, зато позволяет охватить более широкие рыбацкие массы по более доступной цене.
Лосося дозволено оставлять себе лишь три штуки в день, остальных же без жалости отпускать; королевского же лосося - по нашему чавычу - брать можно лишь два хвоста в день, и тут тоже измучаешься сомнением — выудив одного, надо решать: брать ли второго или ждать благословенного монстра — рекордный потянул на 44 кг. Размер также имеет значение — там это строго, и помню, как подивился в первый раз, когда безжалостно был отправлен за борт мой изрядный «король», не дотянувший до должного размера 1,5 см.
Здорово ловится лосось на реках полуострова Кенай (примечательны там одноименная река и Русская река - Russian River), фантастическая рыбалка на реках, впадающих в Бристольский залив. Прекрасно ловится лосось и на реках, питаемых ледниками; вода в них часто похожа на забеленный молоком чай; как в такой мути лосось находит приманку - уму непостижимо. Помню, в таком "компоте" у небольшого и чистого ручья, впадающего в речную муть, вшестером за час выловили дневную норму…
Зрелище ловли на Кенае - удивительное для нашего брата. Представьте себе в полшестого утра на галечному берегу стоящих в 20-30 метрах друг от друга десятки рыбаков, методично прочесывающих пространство перед собой псевдонахлыстом (забросил простым взмахом - провел - вытащил - забросил - тянешь). Хватали трехкилограммовые нерки неказистую муху каждые 15 минут… Для полноты картины из тайги появляется черная медведица с двумя очаровательными медвежатами - мы с сыном бросили снасти и принялись фотографировать, прочая же публика отнеслась к явлению этого семейства без какого-либо изумления.
Еще на Кенае запомнились стоящие прямо в воде столы из нержавейки с бортиками для разделки рыбы - в одном углу стола бортик прерывался, чтобы удобно было, вырезав филе, сбросить голову с хребтом и хвостом и отрезанные плавники в воду. На Аляске считается, что все это будет пищей для тех микроорганизмов, которыми питаются всякие дафнии и прочая речная микроскопическая мелочь, которую в свою очередь охотно пожирают рыбы, замыкая цикл.
Замечу, что для ловли нужно купить лицензию, лучше взять на весь период вашего аляскинского путешествия, причем на королевского лосося берется особая лицензия – называется тэг или стэмп. Если вы сподвиглись на это путешествие, то лицензия вас не разорит - это несколько десятков долларов (в зависимости от срока).
Срок действия рыболовной лицензии, дней |
Стоимость лицензии, долл. |
Стоимость тэга, долл. |
1 |
20 |
10 |
3 |
35 |
20 |
7 |
55 |
30 |
14 |
80 |
50 |
годовая |
145 |
100 |
Житель Аляски за годовую лицензию платит 24 долл., а за тэг на королевского лосося - 10. Военнослужащих в Штатах почитают – им годовая лицензия обойдется в 24 долл., а тэг – в 20.
Сопровождение гидом обойдется от 100 до 250 долл. в день на человека (на реке или на море), и про чаевые не забудьте. При этом день - это не световой день, благо ночи белые: 8 часов с небольшим, и гуд бай. Но гид - это и плавсредства, и снасти, и рыбные места, так что не рассчитывайте на этом сэкономить.
Гостиниц шикарных на Аляске нет, это вам не Лас-Вегас; прилетают сюда люди тоже азартные, но приехавшие не за комфортом, а для тесного общения с природой (видал совсем скромные кабинки, рассчитанные на совсем уж непритязательных удильщиков). И вслед за африканскими охотничьими лоджами возникли аляскинские рыболовные.
Первые рыболовные лоджи (лагеря, сначала из брезентовых палаток, потом рубленые гостевые дома) появились на Аляске в 1950 году, и с сыном их основателя — Санни Петерсеном мы распили изрядное количество «огненной воды». О лоджах Аляски напишу особо, это феномен совершенно замечательный. На Аляске все недешево, пять дней в лучшем лодже (а до Аляски еще надо долететь) обойдется вам в пять тысяч с хвостиком, ибо не сможете вы удержаться, чтобы, половив в окрестностях и подивившись на изобилие рыбы (которую, как правило, вам придется отпускать), не решить слетать на день на какую-нибудь речку в 20-25 минутах лета на маленьком гидраче, что обойдется еще долларов в 400 с "носа" (помните: Америка - страна чаевых, поэтому ваш гид рассчитывает на чаевые в размере от 5 до 10% от стоимости этого дневного тура).
Коли уж говорить об особенностях аляскинского поведения, будьте готовы встать грудью на защиту красной икры, которую ваш гид, которому полагается обработать ваш улов, по привычке попытается выбросить. Американцы эти «рыбьи яйца» используют чаще всего на приманку — обработанная какими-то средствами, икра хорошо хранится и гроздьями нацепляется на крючок при троллинге на речке; при разделке же рыбы после рыболовного дня в Сьюарде десятки килограммов этого русского деликатеса летит в отходы, видел своими глазами, но остановить сие варварство постеснялся...
Комара на Аляске несопоставимо меньше, чем в Сибири — я много сезонов провел на сибирских реках с геологами, одно лето, помню, мы вынуждены были днем отсыпаться, а идти по реке на лодках ночью, когда хоть мошка уймется и комара станет поменьше, благо ночи-то белые. Но репеллент купить стоит - прямо на месте, этого добра на Аляске везде в избытке.
Наиболее популярный лов лосося — нахлыстом. При этом нахлыст может быть и классический, и номинальный — когда Вы просто забрасываете перед собой недалече шнур и проводите «муху» по течению, чему научиться можно за 5 минут. Нахлыстовые же речки там чудные; на них и стоят лоджи — с хрустальной прозрачной водой и галечным дном, с глубиной в аккурат не выше пояса. Дело в том, что хозяева рыболовных лоджей никогда не поставят лагерь в дурном месте, где рыбу неудобно или непродуктивно ловить. Только не забудьте: местную форель ловят по принципу поймал - отпусти.
В тех реках, где рыбу следует отпускать, бородок крючка должен быть ликвидирован (скажем, простым сжатием плоскогубцами), дабы процедура освобождения проходила для рыбы максимально безболезненно; не забудьте также брать рыбу, подлежащую возвращению в родные стихии, только в мокрые руки - чтобы не повредить слизь, покрывающую ее чешую.
Сервис рыболовный Вас не изнежит (вставать все равно придется часов в 5 утра - но без завтрака вы не останетесь, конечно: в Сьюарде и Хомере затемно открываются кафетерии специально для обслуживания рыбаков).
Гид или хозяин лоджа - важнейший информационный и эмоциональный контакт с Аляской. В прошлый приезд по рекомендации друзей остановились мы с сыном на ночь в знаменитом своей красотой и рыбалкой месте - Купер Лэндинге в лодже Криса Родса, а на следующий день после рыбалки привезли ему килов 10 филе лосося в благодарность за милейший нрав, чудный сделанный им самим лодж и им же построенную дивную баню, в коей на радость нам были и деревянные кадушки, и эвкалиптовое масло из Австралии... Спустя два года, проезжая мимо, решили заскочить, чтобы сбагрить очередной улов — представьте, он меня сразу узнал - «Оу, Алекс!» и с гордостью показал, что сделал нового в лодже за эти пару лет. Но капитальная двухэтажная коптильня же была по-прежнему не закончена - «вот обещай, что приедешь — дострою», весело посулил Крис.
Гиды, отработав недолгий сезон (в конце сентября уже заканчивающийся), возвращаются к своим менее веселым занятиям. Среди гидов - сопровождающих на рыбалке нам попадались и аутфиттер, который обслуживал в сезон охотников, а в межсезонье занимался таксидермией; медбрат, который с осени до весны работал в больнице; неугомонный рыбак, который после аляскинского сезона улетал сопровождать рыболовов в Мексиканский залив; плотник, ставший, пожалуй, самом примечательным нашим сопровождающим из-за невероятно веселого нрава и доброжелательности; пенсионер, всю жизнь проработавший рыбаком на своем рыболовном траулере и рассказавший уйму интересной всячины о рыбалке на Аляске.
Снасть тащить с собой на Аляску не нужно - во-первых, вам выдадут укомплектованные спиннинги, нахлыстовые удилища, вейдерсы с ботинками, во-вторых, можно купить любую нужную вещь на месте, иногда и в лодже (прелестных мух по 2 доллара, прочую мелочевку, одежку); американские супермаркеты охотничье-рыболовного добра - это нечто неописуемое. В Анкоридже в огромном Outdoorsman's Warehouse можно провести часа три или более, и всегда выяснится после этого шоппинга, что товарищ нашел нечто такое, что заставит Вас вернуться. При этом, хотя Аляска - штат дорогой, многое гораздо дешевле, чем у нас.
Но, думаю, самая замечательная рыбалка на Аляске - та, на которую собираюсь с другом Витей на будущий год. С Витей мы в былые годы много летних сезонов провели в Сибири с геологами, сплавляясь по таежным рекам. Попробуем "вернуть молодость" на Аляске. Тур предлагается следующий: в Анкоридже сажают на самолетик, полтора часа лета до озера, на котором стоит лодж (мы были в нем с сыном в прошлый раз); сажают в следующий самолетик, выдав палатки и надувную лодку; лететь 15 минут до места, где из озера вытекает дивная река с уймой лосося, форели, хариуса и прочей вожделенной ихтиофауной, текущая по красивейшим местам; через неделю прилетает гидрач и забирает вас в низовьях этой реки, впадающей в Бристольский залив, и везет обратно в Анкоридж. Рыбу рекомендуется отпускать, но на пропитание брать не возбраняется, и с собой несколько хвостов прихватить можно. Коли не сожрет медведь - обязательно расскажу об этом приключении…
Опубликовано в журнале «Охотничий двор»
Комментарии